Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.09.2019, 12:08

МО учителей начальных классов СШ№16

Меню сайта
Interactiv
  • Интерактивное обучение
  • Тренинг Promethean
  • Флипчарты
  • Календарь
    «  Сентябрь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Форма входа

    Методические рекомендации

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
    1.    организационный момент;
    2.    проверка домашнего задания;
    3.    проверка знаний и умений учащихся;
    4.    постановка цели занятия перед учащимися;
    5.    организация восприятия новой информации;
    6.    первичная проверка понимания;
    7.    организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
    8.    творческое применение и добывание знаний;
    9.    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
    10.    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
    11.    домашнее задание к следующему уроку;
    12.    подведение итогов урока.
     
    ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
    Дидактические:
    •    четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
    •    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока;
    •    прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах;
    •    выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;
    •    реализация на уроке всех дидактических принципов;
    •    создание условий успешного учения учащихся.
    Психологические:
    •    Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
    •    Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
    •    Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
     СТИЛЬ УРОКА
    1.    Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    •    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;
    •    определение объема деятельности учащихся;
    •    планирование усвоения знаний;
    •    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    •    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, и т.п.).
    2.    Особенности самоорганизации учителя:
    •    подготовленность к уроку;
    •    рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
    •    педагогический такт;
    •    психологический климат на уроке.
    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
    1.    Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    •    планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    •    использование установок в форме убеждения, внушения;
    •    планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    •    использование различных форм работы (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
    2.    Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
    •    определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся;
    •    опора на психологические закономерности формирования представлений;
    •    планирование приемов и форм работы;
    •    использование различных видов творческих работ учащихся
    3.    Закрепление результатов работы:
    •    формирование навыков путем упражнений;
    •    обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия.
    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
    1.    планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
    2.    проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
    3.    дифференцированный подход к ученикам.
    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
    1.    температурный режим;
    2.    физико-химические свойства воздуха;
    3.    освещение;
    4.    предупреждение утомления и переутомления;
    5.    чередование видов деятельности;
    6.    своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    7.    соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
    8.    соответствие мебели росту учащихся.
    ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
    1.    урок должен быть эмоциональным;
    2.    темп и ритм урока должны быть оптимальными;
    3.    полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;
    4.    атмосфера доброжелательности;
    5.    следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
    ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА
    1.    Разработка системы уроков по теме или разделу.
    2.    Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы.
    3.    Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.
    4.    Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке.
    5.    Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
    6.    Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала.
    7.    Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
    8.    Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
    9.    Проверка оборудования и технических средств обучения.
    10.    Планирование записей и зарисовок на доске.
    11.    Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке.
    12.    Определение форм и приемов закрепления полученных знаний.
    13.    Определение содержания, объема и форм домашнего задания.
    14.    Планирование форм подведения итогов урока.
    15.    Планирование внеклассной работы по данной теме.
    16.    Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
    САМОАНАЛИЗ УРОКА
    1. Характеристика класса.
    А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
    Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
    В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
    Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
    Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
    (Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
    2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
    3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях иумениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
    4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
    5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
    6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
    7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
    8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы н самооценка урока.
    (Конаржевский Ю.А. Анализ урока.—М.: Образовательный центр "Педагогический поиск”. 1999 г.)

    Советы начинающему учителю
    Типы и структура уроков
    Цели и задачи уроков
    Алгоритм действий педагога по планированию задач урока
    Этапы уроков
    Виды оценивания знаний на уроке
    Виды и формы уроков
    Конструирование уроков с ИКТ
    Дидактические требования к современному уроку


    Архив записей
    Полезные ссылки
  • Министерство Образования и науки РК
  • Информационный портал.zakon
  • Управление образования акимата Костанайской области
  • ГУ Отдел образования акимата города Костаная
  • Центр информатизации Управления образования
  • Сеть творческих учителей
  • e-Learning Portal Kazakhstan
  • Начальная школа
  • Методсовет
  • Мой университет
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счётчик гостей
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    МО учителей начальных классов СШ№16 © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz