ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОКУрок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержания, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненостью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).
4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Деятельностный подход в обучении.
6. Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8. Оптимизация содержания обучения.
9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
10. Совершенная структура урока.
11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14. Оперативная обратная связь.
15. высокий, но посильный темп урока.
16. Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие НОТ учителя и ученика.
18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Социально-педагогические
1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
2. Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией
3. Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-метадические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение).
4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактические
1. Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-позновательного процесса.
2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
3. Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
4. Применение активных форм и методов обучения.
5. Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
7. Научная организация педагогического труда, труда ученика.
ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1. Равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени.
2. Четкая организованность учебной работы.
3. Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся.
4. Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности.
5. Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.
6. Чередование труда и отдыха, способтвующе8го внесению ритмичности и четкости в работу всей школы.
7. Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1. Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
2. Ограниченность возможность работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности.
3. Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками.
4. Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности.
5. Усреднение темпа прохождения учебного материала.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
(объяснительно-иллюстративного типа обучения)
1. Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условия реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.
2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока в плане.
3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, обюъясн7ить, закрепить, и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).
Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, в процессе их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.