Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 11:06

МО учителей начальных классов СШ№16

Меню сайта
Interactiv
  • Интерактивное обучение
  • Тренинг Promethean
  • Флипчарты
  • Календарь
    «  Ноябрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Форма входа

    Анализ урока

    СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
    (примерная схема)
    1. Анализ организационного этапа.
    З а д а ч а: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
    С о д е р ж а н и е   э т а п а:
    ▪ Приветствие.
    ▪ Определение отсутствующих.
    ▪ Проверка готовности учащихся к уроку.
    ▪ Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
    ▪ Организация внимания.
    У с л о в и я  достижения положительных результатов:
    ▪ Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
    ▪ Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
    ▪ Требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
    ▪ Использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока.
    ▪ Спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
    ▪ Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
    2. Анализ этапа проверки домашнего задания.
    З а д а ч а: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
    С о д е р ж а н и е   э т а п а:
    1. Выявление факта выполнения задания всем классом.
    2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
    3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
    4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закрепились в их памяти.
    5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке домашнего задания.
    6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
    7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
    ▪ Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности.
    ▪ Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса.
    ▪ Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы.
    ▪ Сформированность мнения учащихся о том, что забыть приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем.
    3. Этап всесторонней проверки знаний.
    З а д а ч а: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; осуществить развитие речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; развивать аналитичность и критичность мышления учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей; прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя.
    С о д е р ж а н и е   э т а п а:
    ▪ Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.
    ▪ Проверка образа мышления отвечающих учеников.
    ▪ Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.
    ▪ Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
    ▪ Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов.
    ▪ Использование различных методов проверки знаний, начиная фронтальной беседой, индивидуальным опросом и заканчивая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10–15 минут получить ответы на 10–20 вопросов от всего класса.
    ▪ Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний.
    ▪ Создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний.
    ▪ Привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.
    ▪ Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
    4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
    З а д а ч а: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
    С о д е р ж а н и е:
    ▪ Сообщение темы изучаемого материала.
    ▪ Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
    ▪ Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
    ▪ Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане.
    ▪ Умение четко и однозначно сформулировать вместе с учащимися образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
    ▪ Сформированность у школьников понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.
    ▪ Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися, или сформулировать ее вместе с ними.
    5. Этап усвоения новых знаний.
    С о д е р ж а н и е:
    1. Организация внимания.
    2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
    3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационального учения.
    4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда ученик становится субъектом процесса обучения.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
    ▪ Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
    ▪ Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.
    ▪ Использование в процессе учения сменных диалогических пар.
    ▪ Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.
    6. Этап закрепления новых знаний.
    З а д а ч а: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
    С о д е р ж а н и е:
    1. Закрепление новых знаний и умений.
    2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
    3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
    4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
    5. Выработка соответствующих умений и навыков.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
    ▪ Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.
    ▪ Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
    ▪ Обращение учителя по поводу ответа учащегося к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
    ▪ Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового материала.
    7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    З а д а ч а: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги урока.
    С о д е р ж а н и е:
    1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке.
    2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
    3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а также добровольных заданий как сильное воспитательное средство.
    У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
    ▪ Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
    ▪ Задание должно проходить при полном внимании всего класса.
    ▪ Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока.
    ▪ Добиваться, чтобы домашнее задание было понято всеми без исключения учащимися.
    СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
    (примерная схема)
    1. Анализ целей урока.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, возможностей самого учителя, прогноза на конечный результат.
    ▪ Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. Насколько точно и доходчиво они доведены до учащихся?
    ▪ Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока?
    ▪ Стали ли цели личностно значимыми для учеников?
    ▪ Степень достижения поставленной цели.
    2. Анализ структуры и организации урока.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Соответствие урока его цели и типу.
    ▪ Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
    ▪ Целесообразность распределения времени по этапам урока.
    ▪ Организация начала и конца урока.
    ▪ Готовность кабинета к уроку.
    3. Анализ содержания урока.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Соответствие содержания урока требованиям программы.
    ▪ Научность изложения (уровень сложности).
    ▪ Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме.
    ▪ Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами учеников.
    ▪ Наличие работы с понятиями.
    4. Анализ деятельности учителя.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
    ▪ Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их целесообразность.
    ▪ Актуализация опорных знаний.
    ▪ Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход, инструктаж).
    ▪ Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, личностное общение).
    5. Анализ деятельности учащихся.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Активность  и  работоспособность  учащихся  на  различных этапах урока.
    ▪ Интерес к теме и уроку.
    ▪ Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура труда на уроке.
    ▪ Выполнение учащимися единых требований.
    ▪ Наличие навыков самоконтроля у младших школьников.
    ▪ Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
    ▪ Культура межличностных отношений.
    ▪ Реакция на оценку учителя.
    6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока.
    В о п р о с ы  для анализа:
    ▪ Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения задания?
    ▪ Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся и, если да, то в какой форме?
    ▪ Удалось ли достичь целей урока, в какой степени?
    Архив записей
    Полезные ссылки
  • Министерство Образования и науки РК
  • Информационный портал.zakon
  • Управление образования акимата Костанайской области
  • ГУ Отдел образования акимата города Костаная
  • Центр информатизации Управления образования
  • Сеть творческих учителей
  • e-Learning Portal Kazakhstan
  • Начальная школа
  • Методсовет
  • Мой университет
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Счётчик гостей
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    МО учителей начальных классов СШ№16 © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz