СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
(примерная схема)1. Анализ организационного этапа.
З а д а ч а: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
▪ Приветствие.
▪ Определение отсутствующих.
▪ Проверка готовности учащихся к уроку.
▪ Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
▪ Организация внимания.
У с л о в и я достижения положительных результатов:
▪ Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
▪ Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
▪ Требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
▪ Использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока.
▪ Спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
▪ Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
2. Анализ этапа проверки домашнего задания.
З а д а ч а: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
1. Выявление факта выполнения задания всем классом.
2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закрепились в их памяти.
5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке домашнего задания.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
▪ Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности.
▪ Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса.
▪ Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы.
▪ Сформированность мнения учащихся о том, что забыть приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
З а д а ч а: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; осуществить развитие речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; развивать аналитичность и критичность мышления учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей; прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
▪ Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.
▪ Проверка образа мышления отвечающих учеников.
▪ Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.
▪ Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
▪ Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов.
▪ Использование различных методов проверки знаний, начиная фронтальной беседой, индивидуальным опросом и заканчивая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10–15 минут получить ответы на 10–20 вопросов от всего класса.
▪ Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний.
▪ Создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний.
▪ Привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.
▪ Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
З а д а ч а: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
С о д е р ж а н и е:
▪ Сообщение темы изучаемого материала.
▪ Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
▪ Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
▪ Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане.
▪ Умение четко и однозначно сформулировать вместе с учащимися образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
▪ Сформированность у школьников понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.
▪ Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися, или сформулировать ее вместе с ними.
5. Этап усвоения новых знаний.
С о д е р ж а н и е:
1. Организация внимания.
2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационального учения.
4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда ученик становится субъектом процесса обучения.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
▪ Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
▪ Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.
▪ Использование в процессе учения сменных диалогических пар.
▪ Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.
6. Этап закрепления новых знаний.
З а д а ч а: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
С о д е р ж а н и е:
1. Закрепление новых знаний и умений.
2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
5. Выработка соответствующих умений и навыков.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
▪ Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.
▪ Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
▪ Обращение учителя по поводу ответа учащегося к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
▪ Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового материала.
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
З а д а ч а: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги урока.
С о д е р ж а н и е:
1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке.
2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а также добровольных заданий как сильное воспитательное средство.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
▪ Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
▪ Задание должно проходить при полном внимании всего класса.
▪ Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока.
▪ Добиваться, чтобы домашнее задание было понято всеми без исключения учащимися.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
(примерная схема)1. Анализ целей урока.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, возможностей самого учителя, прогноза на конечный результат.
▪ Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. Насколько точно и доходчиво они доведены до учащихся?
▪ Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока?
▪ Стали ли цели личностно значимыми для учеников?
▪ Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Соответствие урока его цели и типу.
▪ Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
▪ Целесообразность распределения времени по этапам урока.
▪ Организация начала и конца урока.
▪ Готовность кабинета к уроку.
3. Анализ содержания урока.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Соответствие содержания урока требованиям программы.
▪ Научность изложения (уровень сложности).
▪ Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме.
▪ Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами учеников.
▪ Наличие работы с понятиями.
4. Анализ деятельности учителя.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
▪ Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их целесообразность.
▪ Актуализация опорных знаний.
▪ Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход, инструктаж).
▪ Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, личностное общение).
5. Анализ деятельности учащихся.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Активность и работоспособность учащихся на различных этапах урока.
▪ Интерес к теме и уроку.
▪ Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура труда на уроке.
▪ Выполнение учащимися единых требований.
▪ Наличие навыков самоконтроля у младших школьников.
▪ Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
▪ Культура межличностных отношений.
▪ Реакция на оценку учителя.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока.
В о п р о с ы для анализа:
▪ Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения задания?
▪ Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся и, если да, то в какой форме?
▪ Удалось ли достичь целей урока, в какой степени?