Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 00:43

МО учителей начальных классов СШ№16

Меню сайта
Interactiv
  • Интерактивное обучение
  • Тренинг Promethean
  • Флипчарты
  • Категории раздела
    Мои статьи [2]
    Статья [9]
    Статьи учителей начальных классов
    Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статья

    Методические рекомендации по составлению компетентностно-ориентированных заданий
    Петрякова С.П., руководитель МО учителей начальных классов
    «Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания».
    Если компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированные задания предназначены для реализации данной цели.
    Компетентностно-ориентированные задания (КОЗы) – основное средство формирования ключевых компетенций учащихся.
    КОЗы изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи.
    Эти задания легко узнаваемы:
    Компетентностно-ориентированное задание является – деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, имеет определённую структуру, строится на актуальном материале, требует применение общих учебных умений.
    Структура компетентностно – ориентированного  задания.
    1.    Введение в проблему.
    2.    Формулировка задания:
    - текст задания должен начинаться с глагола;
    - в тексте задания указано
    ЧТО делать и есть указание на то,
    Как делать.
    3.    Информация, необходимая для решения данной задачи.
    4.    Форма предъявления результатов КОЗ.
    Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося, а не воспроизведениеим информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.
    Опираясь на требования к деятельности учащихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание.
    Подробно рассмотрим  структурные элементы КОЗ.
    Характеристика задания (информация для учителя)
    Данный элемент структуры включает в себя: название, предмет, класс, формируемую компетентность, аспект и уровень.
    Стимул -    Погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение.
    Задачная формулировка -     Точно указывает на деятельность.
    Источник информации -     Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащихся по выполнению задания.
    Инструмент проверки -    Определяет критерии оценивания:
    •    Ключ
    •    Модельный ответ
    •    Бланк формализованного наблюдения.
    Бланк -    Задаёт структуру предъявления результатов.
    Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких-либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирующих ребят на активную работу.  Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений), не должен отвлекать учащегося от содержания задания.
    Возникающие при проектировании ошибки:
    - непомерное удлинение и наличие отрицания.
    Задачная формулировка  точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке. На данном этапе формируем аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.
    Возникающие при проектировании ошибки:
    - несоответствие заявленному уровню;
    - наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);
    - Ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;
    - избыточность формулировки;
    - использование формы представления результата, незнакомой учащимся.
    Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
    Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, а также информационные источники. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
    Главное требование – учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме  того, источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица …) или сочетание отдельных видов информации.
    Возникающие при проектировании ошибки:
    •    Неоправданная громоздкость;
    •    Использование источника, содержащего программный материал;
    •    Несоответствие возрасту;
    •    Избыточность формулировки;
    •    Недостаток информации.
    Инструмент проверки  (информация для учителя) определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично-верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
    Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной  или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.
    Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается  коммуникативная компетентность.
    После того, как учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично-верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
    На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.
    Предлагаю вашему вниманию одно из таких заданий:
    Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости». Компетентность разрешения проблем.
    Вы хотите приготовить салат «Оливье» и  вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Вы взяли 2000 тенге и пошли в магазин.
      135 -00    90 -00     86 -00  120 -00
      1200 -00     160-00      600 -00
    Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 1 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза,  300 г сыра.
    Наименование продукта    Цена    Количество    Стоимость
    горошек            
    картофель            
    лук            
    майонез            
    яйца            
    огурцы            
    сыр            
                
    Общая стоимость: __________________

    __________________________________________________________________
    Модельный ответ
    Наименование продукта    Цена    Количество    Стоимость
    горошек                                        135 т          1 б              135 т
    картофель                                 90 т          1 кг             90 т
    лук                                                 86 т           ½ кг             43 т
    майонез                                       120 т          250 г             120 т
    яйца                                       160 т          1 десяток    160 т
    огурцы                                        600 т          1 б             600 т
    сыр                                               1200 т           300 г     360 т
                
    Общая стоимость: ______1508 т_____________
    Мне хватит 2000 т, чтобы купить необходимые продукты для приготовления салата «Оливье»
    Таблица заполнена верно – 3 балла
    Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1  балл
    Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
    Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
    Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
    Математика. 5 класс.
    «Решение задач с помощью уравнений»
    Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблемы.
    Задание:
    Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины  на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
    Подчеркните правильный ответ:
    1.    Скорость грузовой машины.
    2.    Скорость легковой машины.
    3.    Время, которое была в пути каждая машина.
    4.    Место встречи грузовой и легковой машин.
    Инструмент проверки: ключ
    1 балл -  ответ 3
    0 баллов – другие ответы.
    Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике.  Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
    Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать  основы компетенций. т. к. компетентностные задания направлены на:
    •    формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении
    •    развитие обще-учебных умений и навыков
    •    формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности
    •    развитие познавательного интереса учащихся
    •    реализацию  принципа связи  обучения с жизнью.
    Категория: Статья | Добавил: svetlana-panasyk (10.08.2012)
    Просмотров: 9710 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Полезные ссылки
  • Министерство Образования и науки РК
  • Информационный портал.zakon
  • Управление образования акимата Костанайской области
  • ГУ Отдел образования акимата города Костаная
  • Центр информатизации Управления образования
  • Сеть творческих учителей
  • e-Learning Portal Kazakhstan
  • Начальная школа
  • Методсовет
  • Мой университет
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счётчик гостей
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    МО учителей начальных классов СШ№16 © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz