|
Каталог статей
Деятельность МО учителей начальных классов по внедрению технологий компетентностного образования
Деятельность МО учителей начальных классов по внедрению технологий компетентностного образования Петрякова С.П., руководитель МО учителей начальных классов Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним отовсюду поступает множество информации. И учитель уже не является для детей оракулом, единственным источником информации. Но не всегда дети умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Цели системы образования как ожидаемые результаты образования в виде ключевых компетентностей: - информационная компетентность, - компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) - коммуникативная компетентность. Компетентность разрешения проблем позволяет определять проблему в различных ситуациях, ставить цель деятельности, планировать и организовывать процесс её достижения, осуществлять рефлексию и самооценку деятельности и её результатов. Информационная компетентность позволяет: самостоятельно находить, анализировать, проводить отбор, преобразовывать, сохранять и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных ИКТ., обрабатывать информацию, использовать её для планирования и осуществления своей деятельности. Коммуникативная компетентность позволяет: осуществлять продуктивное взаимодействие с представителями разных культур, вступая в диалогическое общение, выражать свою точку зрения. Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на разных языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, строить коммуникацию в группе для получения общего результата. Учитель должен научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого в учебном процессе нужно предлагать учащимся задания на практическое использование школьных знаний. Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена. Проблемные ситуации, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения – всё это хорошо, но это средства, которые лишь отчасти решают перечисленные проблемы. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Тема нашего методического объединения «Создание творческой среды для внедрения деятельностного и компетентностного подхода в обучении». Эта тема вытекает из методической темы школы «Освоение и использование деятельностного и компетентностного подходов в условиях перехода к новой модели образования». Для организации эффективной работы было создано две творческие группы, которые работают по следующим темам: «Формирование самостоятельности учащихся как ключевой компетенции в условиях 12-летнего образования» - 5 ч., «Повышение мотивации учащихся посредством внедрения в учебный процесс деятельностного подхода» - 7 ч. Учителя начальных классов используют в своей практической деятельности следующие технологии: RWST (развитее критического мышления через чтение и письмо), Метод проектов, Деятельностная технология ( создание КОЗ, использование ИКТ), Технология портфолио. Коротко охарактеризую особенности каждой технологии. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; формирующий навыки самомтоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; здоровьесберегающий. Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческую активность и умственные способности- необходимые качества развитого интеллекта. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию "Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции: • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность). Как правило, учебное портфолио в общем понимании представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом. При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого ученика, в особенности ученика начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи следующего характера: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес школьника к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий (УУД); формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач. В этом случае портфолио используется как метод независимого рейтингового оценивания результатов, достигнутых обучающимися в конкретных предметных областях и других сферах учебной, внеучебной и внешкольной деятельности, свидетельствующей о наличии у школьников определенных способностей к дальнейшему продолжению образования в профилях. Технология развития критического мышления через чтение и письмо имеет цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в учебный процесс. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. На уроках с использованием данной технологии применяются различные стратегии, которые позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, а также создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексия. В данной технологии обучения акцент делается на формирование умения учиться. Учащимся регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя. Широко применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания, групповые дискуссии, использование групповых форм организации учебной работы. Теоретические аспекты данных технологий и практические наработки по ним рассматриваются на заседаниях МО. Силами учителей начальных классов Панасюк С.Ф., Петряковой С.П., Кужагильдиной О.Е., Вдовиковой А.А. проведён областной семинар для слушателей ИПК и ПРО по теме «Особенности комплексно-интегративного подхода к управлению качеством УВП в начальной школе в условиях перехода на 12-летнее образование». Учителями начальных классов Панасюк С.Ф., Петряковой С. П., Вяткиной Т.В. и Кужагильдиной О.Е. проведён практический семинар для педагогов средней школы по проблеме «Деятельность учителя по повышению качества учебного процесса на основе деятельностного подхода». В этом учебном году Вяткина Т.В., Кемберг Л.П., Петрякова С.П. приняли участие в городском семинаре по теме «Теоретические основы проектирования компетентностно-ориентированных заданий». Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила: o Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. o На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. o Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. o Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. o Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. o Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. o Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания. o Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний. o В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. o Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. o Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. o Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. o Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Эти полезные правила-советы – только небольшая вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Тем самым обеспечиваются условия для развития индивидуальности, самореализации каждого ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, получения качественного образования и в целом успешной социализации ребенка. Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности. Предлагаю в каждом МО уделить особое внимание использованию в своей работе данных технологий, работать над составлением индивидуальных заданий, проектов, составлять компетентностно-ориентированные задания по предметам, позволяющие формировать жизненно-важные компетентности: коммуникативную, информационную, компетентность разрешения проблем. |
Категория: Статья | Добавил: svetlana-panasyk (31.07.2012)
|
Просмотров: 3623
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Счётчик гостей |
---|
|
|