Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 13:49

МО учителей начальных классов СШ№16

Меню сайта
Interactiv
  • Интерактивное обучение
  • Тренинг Promethean
  • Флипчарты
  • Категории раздела
    Мои статьи [2]
    Статья [9]
    Статьи учителей начальных классов
    Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статья

    Деятельность МО учителей начальных классов по внедрению технологий компетентностного образования
    Деятельность МО учителей начальных классов
    по внедрению технологий компетентностного образования
    Петрякова С.П.,
    руководитель МО учителей начальных классов
    Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним отовсюду поступает множество информации. И учитель уже не является для детей оракулом, единственным источником информации. Но не всегда дети умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний.
    Цели системы образования как ожидаемые результаты образования в виде ключевых компетентностей:
    - информационная компетентность,
    - компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)
    - коммуникативная  компетентность.
    Компетентность разрешения проблем позволяет определять проблему в различных ситуациях, ставить цель деятельности, планировать и организовывать процесс её достижения, осуществлять рефлексию и самооценку деятельности и её результатов.
         Информационная компетентность позволяет: самостоятельно находить, анализировать, проводить отбор, преобразовывать, сохранять и осуществлять перенос информации,  в том числе при помощи современных ИКТ., обрабатывать информацию, использовать её для планирования и осуществления своей деятельности.
    Коммуникативная компетентность позволяет: осуществлять продуктивное взаимодействие с представителями разных культур, вступая в диалогическое общение, выражать свою точку зрения. Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на разных языках для решения своих задач в  конкретных жизненных ситуациях, строить коммуникацию в группе для получения общего результата.
    Учитель должен научить не просто  запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.  Для этого  в учебном процессе нужно предлагать учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
    Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена. Проблемные ситуации, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения – всё это хорошо, но это средства, которые лишь отчасти решают перечисленные проблемы.
    Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
    Тема нашего методического объединения «Создание творческой среды для внедрения деятельностного и компетентностного подхода в обучении». Эта тема вытекает из методической темы школы «Освоение и использование деятельностного и компетентностного подходов в условиях перехода к новой модели образования».
    Для организации эффективной работы было создано две творческие группы, которые  работают по следующим темам: «Формирование самостоятельности учащихся как ключевой компетенции в условиях 12-летнего образования» - 5 ч., «Повышение мотивации учащихся посредством внедрения в учебный процесс деятельностного подхода» - 7 ч.
    Учителя начальных классов используют в своей практической деятельности следующие технологии: RWST (развитее критического мышления через чтение и письмо), Метод проектов, Деятельностная технология ( создание КОЗ, использование ИКТ), Технология портфолио.
    Коротко охарактеризую особенности каждой технологии.
    Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Сам метод предусматривает личностный подход  в обеспечении проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно-ориентированный; деятельностный;  обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;  формирующий навыки самомтоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;  здоровьесберегающий.
    Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческую активность и умственные способности- необходимые качества развитого интеллекта.
    Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
    Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.
    Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
    Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию "Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования
    Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:
    •    информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
    •    коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
    •    самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
    •    самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
    Как правило, учебное портфолио в общем понимании представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.
    При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого ученика, в особенности ученика начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи следующего характера: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес школьника к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий (УУД); формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.
    В этом случае портфолио используется как метод независимого рейтингового оценивания результатов, достигнутых обучающимися в конкретных предметных областях и других сферах учебной, внеучебной и внешкольной деятельности, свидетельствующей о наличии у школьников определенных способностей к дальнейшему продолжению образования в профилях.
    Технология развития критического мышления через чтение и письмо имеет цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в учебный процесс. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. На уроках с использованием данной технологии применяются различные стратегии, которые позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, а также создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексия. В данной технологии обучения акцент делается на формирование умения учиться.  Учащимся регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя. Широко применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания, групповые дискуссии, использование групповых форм организации  учебной работы.
    Теоретические аспекты данных технологий и практические наработки по ним  рассматриваются  на заседаниях МО.
    Силами учителей начальных классов Панасюк С.Ф., Петряковой С.П., Кужагильдиной О.Е., Вдовиковой А.А. проведён областной семинар для слушателей  ИПК и ПРО по теме «Особенности комплексно-интегративного подхода к управлению качеством УВП в начальной школе  в условиях перехода на 12-летнее  образование».
    Учителями начальных классов Панасюк С.Ф., Петряковой С. П., Вяткиной Т.В. и Кужагильдиной О.Е. проведён практический семинар для педагогов средней  школы по проблеме «Деятельность учителя  по повышению качества учебного процесса  на основе деятельностного  подхода».
    В этом учебном году Вяткина Т.В., Кемберг Л.П., Петрякова С.П. приняли участие в городском семинаре по теме «Теоретические основы проектирования компетентностно-ориентированных заданий».
    Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:
    o    Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
    o    На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
    o    Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
    o    Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
    o    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
    o    Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
    o    Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.
    o    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
    o    В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
    o    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
    o    Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
    o    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
    o    Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
    Эти полезные правила-советы – только небольшая  вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Тем самым обеспечиваются условия для развития индивидуальности, самореализации каждого ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, получения качественного образования и в целом успешной социализации ребенка.
    Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.
    Предлагаю в каждом МО уделить особое внимание  использованию в своей работе данных технологий, работать над составлением индивидуальных заданий, проектов, составлять компетентностно-ориентированные задания по предметам, позволяющие формировать  жизненно-важные компетентности: коммуникативную, информационную,  компетентность разрешения проблем.
    Категория: Статья | Добавил: svetlana-panasyk (31.07.2012)
    Просмотров: 3530 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Полезные ссылки
  • Министерство Образования и науки РК
  • Информационный портал.zakon
  • Управление образования акимата Костанайской области
  • ГУ Отдел образования акимата города Костаная
  • Центр информатизации Управления образования
  • Сеть творческих учителей
  • e-Learning Portal Kazakhstan
  • Начальная школа
  • Методсовет
  • Мой университет
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счётчик гостей
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    МО учителей начальных классов СШ№16 © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz