Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 19.03.2024, 04:21 |
МО учителей начальных классов СШ№16 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Анализ урокаСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА (примерная схема)1. Анализ организационного этапа. З а д а ч а: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. С о д е р ж а н и е э т а п а: ▪ Приветствие. ▪ Определение отсутствующих. ▪ Проверка готовности учащихся к уроку. ▪ Проверка подготовленности классного помещения к уроку. ▪ Организация внимания. У с л о в и я достижения положительных результатов: ▪ Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя. ▪ Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность. ▪ Требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся. ▪ Использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока. ▪ Спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью. ▪ Последовательность и постоянство в предъявлении требований. 2. Анализ этапа проверки домашнего задания. З а д а ч а: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность. С о д е р ж а н и е э т а п а: 1. Выявление факта выполнения задания всем классом. 2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день. 3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. 4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закрепились в их памяти. 5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке домашнего задания. 6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся. 7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов: ▪ Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности. ▪ Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса. ▪ Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы. ▪ Сформированность мнения учащихся о том, что забыть приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем. 3. Этап всесторонней проверки знаний. З а д а ч а: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; осуществить развитие речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; развивать аналитичность и критичность мышления учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей; прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя. С о д е р ж а н и е э т а п а: ▪ Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками. ▪ Проверка образа мышления отвечающих учеников. ▪ Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений. ▪ Комментирование (оценивание) ответов учащихся. ▪ Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов. ▪ Использование различных методов проверки знаний, начиная фронтальной беседой, индивидуальным опросом и заканчивая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10–15 минут получить ответы на 10–20 вопросов от всего класса. ▪ Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний. ▪ Создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний. ▪ Привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных. ▪ Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. З а д а ч а: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения. С о д е р ж а н и е: ▪ Сообщение темы изучаемого материала. ▪ Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала. ▪ Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов: ▪ Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане. ▪ Умение четко и однозначно сформулировать вместе с учащимися образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. ▪ Сформированность у школьников понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат. ▪ Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися, или сформулировать ее вместе с ними. 5. Этап усвоения новых знаний. С о д е р ж а н и е: 1. Организация внимания. 2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала. 3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационального учения. 4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда ученик становится субъектом процесса обучения. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов: ▪ Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. ▪ Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала. ▪ Использование в процессе учения сменных диалогических пар. ▪ Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. 6. Этап закрепления новых знаний. З а д а ч а: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения. С о д е р ж а н и е: 1. Закрепление новых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. 3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися. 4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях. 5. Выработка соответствующих умений и навыков. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов: ▪ Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. ▪ Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. ▪ Обращение учителя по поводу ответа учащегося к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. ▪ Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового материала. 7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. З а д а ч а: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги урока. С о д е р ж а н и е: 1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке. 2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний. 3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а также добровольных заданий как сильное воспитательное средство. У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов: ▪ Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка. ▪ Задание должно проходить при полном внимании всего класса. ▪ Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. ▪ Добиваться, чтобы домашнее задание было понято всеми без исключения учащимися. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА (примерная схема)1. Анализ целей урока. В о п р о с ы для анализа: ▪ Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, возможностей самого учителя, прогноза на конечный результат. ▪ Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. Насколько точно и доходчиво они доведены до учащихся? ▪ Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока? ▪ Стали ли цели личностно значимыми для учеников? ▪ Степень достижения поставленной цели. 2. Анализ структуры и организации урока. В о п р о с ы для анализа: ▪ Соответствие урока его цели и типу. ▪ Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. ▪ Целесообразность распределения времени по этапам урока. ▪ Организация начала и конца урока. ▪ Готовность кабинета к уроку. 3. Анализ содержания урока. В о п р о с ы для анализа: ▪ Соответствие содержания урока требованиям программы. ▪ Научность изложения (уровень сложности). ▪ Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме. ▪ Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами учеников. ▪ Наличие работы с понятиями. 4. Анализ деятельности учителя. В о п р о с ы для анализа: ▪ Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы. ▪ Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их целесообразность. ▪ Актуализация опорных знаний. ▪ Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход, инструктаж). ▪ Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, личностное общение). 5. Анализ деятельности учащихся. В о п р о с ы для анализа: ▪ Активность и работоспособность учащихся на различных этапах урока. ▪ Интерес к теме и уроку. ▪ Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура труда на уроке. ▪ Выполнение учащимися единых требований. ▪ Наличие навыков самоконтроля у младших школьников. ▪ Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. ▪ Культура межличностных отношений. ▪ Реакция на оценку учителя. 6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока. В о п р о с ы для анализа: ▪ Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения задания? ▪ Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся и, если да, то в какой форме? ▪ Удалось ли достичь целей урока, в какой степени? |
|
МО учителей начальных классов СШ№16 © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |